Таксономия Бенджамина Блума считается одной из самых эффективных методик в образовании, которая была разработана еще в 1949 году в результате кропотливой многолетней работы и остается актуальной и в современном образовании. Этот подход, который позволяет синхронизировать содержание, учебный процесс и оценивание результатов.Фундаментальным вопросом, вокруг которого строится весь образовательный процесс, является вопрос “Что мы хотим преподать?” или “Чему мы хотим научить?”.
Безусловно, имея на руках учебный материал и ожидать, что все его усвоят к концу учебного срока это слишком наивно - считает Блум. Однако можно добиться наиболее эффективного результата. Стандартная схема, когда имеется учебный материал, учитель его показывает и думает, что работа выполнена, а ученики все усвоила, устарела. В 1924 Бой Бот говорил о том, что ожидаемые результаты остаются при таком подходе остаются висеть вдали от студентов в гордом одиночестве. Он выделил три критерии, которые помогут улучшить образовательный процесс:
ожидаемые результаты должны основываться на ценностях, которые необходимо выявить у обучающихся
задавать ожидаемые результаты не с точки зрения учителя, но учеников
должно быть соответствие ожидаемого результата с имеющимся количеством отведенного на него времени.
Как определяет Блум, ожидаемый результат или изменения - это четкие формулировки того, какие изменения должен вызвать в учащихся образовательный процесс. Таким образом, студенты должны представлять, что они должны освоить, быть фокусированными на результате.
Лорин Андерсон, последователь и ученик Блума, выводит шесть основных компонентов, относящихся к различным типам когнитивных процессов:
запоминание
понимание
применение
анализ
суждение
создание.
Все они между собой связаны, обладая разными уровнями сложности. Так, он различает типы информации: фактический и концептуальный. Для запоминания нам нужно фактическое знание, а для понимания – концептуальное.
Первый тип информации, это когда у ученика спрашивают: кто такой король Клавдий, и кем он приходится Гамлету? А при втором типе: встречали вы в жизни человека похожего на Клавдия? Если да, то какими схожими чертами они обладают?
Андерсон считает, что понимание Клавдия осуществляет более через второй вопрос, чем через первый. Так, ученик присваивает знание через личный опыт. Для этого существительные-цели надо сформулировать в глаголы-действия. Вследствие которого, ученик обретет способности запоминать, понимать, применять, анализировать, выносить суждение и создавать. Данные исследований показывают, что большинство учеников плохо воспринимают материал, поэтому имеет смысл сдвинуть фокус с освоения фактологии – того, что обычно спрашивают на контрольных и тестах, – в сторону освоения концептуального материала. Это сложнее оценить, но зато возможно развивать когнитивные способности более высокого уровня.
Следующие два типа знания – процессуальное и метазнание. Процессуальное знание это знание того, как сделать то или это (например, составить сценарий). Метазнание - это знание о знании, понимание сюжетов в контексте собственной жизни, своей культуры, которое позволяет не только понимать всю процедуру какого-либо процесса, но и разбираться в нем так, чтобы персонализировать знание – выработать свою позицию по данному вопросу.
Друдлы - это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах. Хотя известны они были довольно давны. На примере того же изображения удава, который пролотил слона, но был принят за изображение щляпы.
Друдлы могут стать полезным инструментом в обучении, который помогает визуализировать, запоминать сложную информацию и развивать воображение. Можно использовать для включение внимания у детей. Для этого нарисуйте друдл на классной доске, на бумаге чёрным маркером, и попросите детей рассказать о том, что они видят на картинке.Внимание к доске и словам учителя включится даже у тех, кто ещё не совсем проснулся или еще не достигнута концентрация после перемены. Заодно дети потренируют воображение. В случае с друдлами не бывает неправильных ответов, детям будет интересно самовыражаться и проявлять свободу мышления.
Также используйте друдлы как способ запомнить информацию, название книги, главных героев сказки или даже математическую формулу.
Можно применить при неформальном знакомстве. Если участникам курса, семинара или вебинара предстоит провести друг с другом много времени и работать в команде, вместо абстрактной просьбы: «Расскажите о себе» можно предложить игру в друдлы. Одни ученики могут нарисовать в виде друдла, например, свою профессию, а другие — отгадывать её. Так можно представить свои проекты, раскрыть характер и познакомиться друг с другом поближе.
Для развития креативности. Когда какая-то идея «сидит» в голове у ученика, но её сложно развить или сформулировать, предложите ему для начала нарисовать её в виде друдла.
50 идей
50 идей это метод изучения, где учебный материал базируется на 50 самых главных идеях в определенной области знания. Выпущены сегодня книги книги серии “50 идей…”. Например, 50 идей физики, математики или психологии.