Новости сайта

Рекомендации по созданию и критерии качества электронных учебных курсов

 
Изображение пользователя Матонин Вадим Викторович
Рекомендации по созданию и критерии качества электронных учебных курсов
от Матонин Вадим Викторович - Четверг, 17 сентября 2015, 10:50
 

Рекомендации по созданию электронного учебного курса

Современный электронный учебный курс (ЭУК) - это целостная дидактическая система, состоящая из различных электронных учебных материалов, использующая компьютерные технологии и возможности сети Интернет, обеспечивающая обучение и управление процессом обучения студентов по индивидуальным и оптимальным учебным программам.

К электронным учебным материалам курса относятся:

  • материалы по темам учебной дисциплины (курсы лекций, виртуальные лабораторные работы, практические работы, тесты и др.);
  • справочники и базы данных учебного назначения;
  • методические пособия с упражнениями и примерами решения типовых задач;
  • наглядные пособия (компьютерные иллюстрации) для поддержки различных видов занятий (диаграммы и схемы, атласы конструкций и т.п.);
  • хрестоматийные сборники;
  • обучающие и контролирующие компьютерные программы;
  • методические указания по проведению учебного эксперимента, лабораторного практикума, по курсовому и дипломному проектированию и др.

Электронный учебный курс должен включать

На базовом (основном) уровне:

  1. Основной теоретический материал, отвечающий требованиям Государственного образовательного стандарта.
  2. Системы упражнений и задач, позволяющих выработать практические умения и навыки.
  3. Методы и средства итоговой оценки усвоения базовых знаний.

На дополнительном уровне:

  1. Учебный материал, к которому студент может обратиться для углубленного изучения вопросов курса.
  2. Учебный материал, к которому студент может обратиться для удовлетворения профессиональных запросов.
  3. Учебно-методические пособия по решению задач повышенной сложности.

Типовая структура электронного учебного курса

Рациональная структура УМК ЭУК по дисциплине (курсу) должна включать в себя следующее:

  1. Рабочую программу дисциплины (курса)для очного обучения.
  2. СтруктуруЭУК (оглавление).
  3. Цель и задачи изучениядисциплины.
  4. Введение в дисциплину (история, описание предмета, актуальность, место и взаимосвязь с другими дисциплинами программы по специальности).
  5. Методические указания по самостоятельному изучениюдисциплины.
  6. Перечень модулей курса (состав и структуру модуля смотрите ниже).
  7. Заключение по дисциплине.
  8. Итоговые контрольно-измерительные материалы по дисциплине.
  9. Тематика для небольших исследовательских работ.
  10. Список литературы (основной и дополнительной).
  11. Глоссарий (толковый словарь терминов).
  12. Список сокращений и аббревиатур.
  13. Библиотека (хрестоматия (дайджест) по дисциплине, содержащая выдержки из учебников, научных и журнальных статей, методик и др. учебных материалов по тематике курса).

Объем основного содержания ЭУ определяется исходя из учебных планов и рабочих программ.
Общий объем ЭУ определяется автором самостоятельно, исходя из объема основного содержания курса и объема дополнительного материала.

В дистанционном обучении аналогом традиционного занятия становится тема.

Тема - элементарная содержательно-организационная единица курса, объединяющая несколько разнородных видов учебной деятельности, достаточная для всестороннего изучения вопроса в рамках стандарта и рассчитанная на изучение за 2 часа учебного времени.
Каждая тема включает теоретический материал, практические задания и контрольно-измерительные материалы.

Одна или нескольким тем, имеющие общее смысловое значение, объединяются в модуль. Рекомендуемое стандартом оптимальное число модулей в курсе равно целому числу, полученному от деления объема курса в часах на 10 час.

Исходя из сказанного, можно определить следующие структуры модуля и темы.

Структура дидактического модуля электронного учебного курса:

  1. Название модуля.
  2. Структура (оглавление) модуля.
  3. Цель и задачи изучения модуля.
  4. Введение к модулю.
  5. Методические указания по самостоятельному изучению модуля.
  6. Перечень тем (состав и структуру темы смотрите ниже).
  7. Заключение по модулю.
  8. Итоговый тест по модулю.
  9. Тематика для небольших исследовательских работ по модулю.
  10. Список литературы (основной и дополнительной) по модулю.
  11. Глоссарий (толковый словарь терминов) по модулю.
  12. Список сокращений и аббревиатур по модулю.
  13. Библиотека по модулю (хрестоматия (дайджест) по модулю, содержащая выдержки из учебников, научных и журнальных статей, методик и др. учебных материалов по тематике модуля).

Структура темы электронного учебного курса:

  1. Название темы.
  2. Структура (оглавление) темы.
  3. Цель и задачи изучения темы.
  4. Введение в тему.
  5. Методические указания по самостоятельному изучению темы.
  6. Лекции (примерную структуру лекции смотрите ниже).
  7. Практические задания (лабораторные работы) для самостоятельной работы (примерную структуру практического задания смотрите ниже).
  8. Упражнения (тренинги умений).
  9. Вопросы (тесты) для самопроверки.
  10. Темы семинаров.
  11. Темы рефератов.
  12. Заключение по теме.
  13. Тематика для небольших исследовательских работ по теме.

Примерная структура лекции:

  1. Цели и задачи лекции.
  2. Конспект лекции.
  3. Выводы по лекции (должны соответствовать цели, задачам лекции и темы).
  4. Контрольные вопросы для повторения и самопроверки.
  5. Наглядная информация (схемы, таблицы, графические карты).
  6. Литература.
  7. Глоссарий, персоналий (следует выделять в лекции новые термины с кратким определением, а также деятелей для формирования персоналия курса).

Примерная структура практического задания:

  1. Цели и задачи выполнения практического задания.
  2. Задание.
  3. Методические указания по выполнению практического задания.
  4. Алгоритм выполнения практического задания.
  5. Описание практического задания.
  6. Полученные результаты.
  7. Наглядная информация (схемы, таблицы, графические карты).
  8. Литература.
  9. Контрольные вопросы (предназначены для самопроверки знаний студентом).
  10. Глоссарий, персоналий (следует выделять новые термины с кратким определением, а также деятелей для формирования персоналия курса).

Рабочая программа дисциплины (курса) (для очного обучения) включает:

  • введение в дисциплину (описание предмета, актуальности, цели и задач изучения курса, его взаимосвязи с другими дисциплинами);
  • календарно-тематический план (план изучения лекций, выполнения практических, лабораторных и контрольных работ, график сдачи тестов и итогового контроля);
  • список литературы (основной и дополнительной), адресов ресурсов сети Интернет;
  • методические рекомендации по самостоятельному изучению курса;
  • описание системы текущего и итогового контроля и критериев оценки знаний студентов;
  • тематику курсовых и дипломных работ (если предусмотрено учебным планом);
  • перечень зачетных вопросов и вариантов письменного экзамена;
  • сведения о преподавателе-авторе курса (фото и краткие данные: ФИО, год рождения, ученая степень, ученое звание, место работы, педагогический стаж, список научных и учебно-методических трудов).

Структура (оглавление) дает представление о структуре и проблематике модуля, служит навигатором при поиске необходимой информации.

Цель и задачи изученияпризваны:

  • сформировать современное представление об изучаемом объекте, явлении;
  • обозначить уровни усвоения изучаемого материала и формируемые практические навыки.

Введение

  • показывается место данного элемента среди других элементов;
  • излагается цель и формулируются основные задачи, стоящие перед студентом при изучении данного элемента, т.е. указывается, что должен знать и уметь студент в результате изучения основного материала.

Методические указания по самостоятельному изучениюсодержат рекомендации по изучению лекций, выполнению практических заданий и решению типовых задач.

Заключениеприводятся основные выводы и результаты анализа выполненных практических заданий.

Итоговые контрольно-измерительные материалысодержат вопросы и задачи, практические задания из контрольно-измерительных материалов модулей курса.

Тематика для небольших исследовательских работописания проблемных ситуаций с целью поиска путей их разрешения.

Список литературы (основной и дополнительной) указывается список литературы (основной, дополнительной) и адресов ресурсов Интернета к элементу.

Глоссарий (толковый словарь терминов) включаются основные термины и понятия курса, тем самым организуется повторение изученного материала.

Список сокращений и аббревиатурприводится расшифровка значений используемых сокращений и аббревиатур.

Библиотекасодержит вспомогательный (информационно-справочный) учебный материал для самостоятельной работы студента, а именно:

  • базовый учебник, учебное пособие в электронном виде;
  • хрестоматийные сборники, отрывки из учебников и учебно-методических пособий, статьи периодических изданий, работы автора по данному предмету;
  • глоссарий терминов, используемых при изучении данного курса;
  • наглядные пособия (графическая, табличная, картографическая и другая наглядная информация).

Конспект лекций (лекции) обеспечивает полное раскрытие вопросов программы учебной дисциплины.

Должен быть доступным для успешного усвоения, обеспечивать внутрипредметную и межпредметную связь, использовать возможность поясняющих и дополнительных текстов.

После каждой лекции следует приводить вопросы для самопроверки, обеспечивающие педагогический контроль качества обучения и обратную связь в процессе обучения.

Электронный учебный материал курса должен быть научно достоверным, соответствовать современному состоянию изучаемой науки.

Язык изложения теоретического материала должен быть конкретным, выразительным, понятным, в меру образным и увлекательным. Следует излагать материал, избегая усложнений, делающих его недоступным для понимания.

Практические задания для самостоятельной работы объединяют описание лабораторных и практических работ для самостоятельной работы студента и указания автора по их выполнению.

Упражнения (тренинги умений) включают задачи (задания) для определения умений обучаемых, получаемых в результате изучения темы. В тренинге умений приводятся подробные решения типовых задач и формулируются задачи на каждое из умений.

Умение – это возможность выполнить действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится ориентироваться студенту.

Вопросы (тесты) для самопроверки в вопросах отражается понятийный аппарат изучаемого курса, знание рекомендованной к изучению литературы, документов, знание проблем изучаемой дисциплины и методов поиска их решений.

Вопросы служат для самооценки обучаемого. Тесты служат для проведения промежуточного и итогового контроля с целью выявления пробелов в усвоении учебного материала и определения тем для повторения.

Темы семинаровприводится список тем, результаты изучения которых обсуждаются на тьюториалах.

Темы рефератовприводится список тем для поиска и анализа современной информации по изучаемой проблеме.

Рекомендации авторам по разработке модуля

Предлагаемые рекомендации не претендуют на исчерпывающую полноту. Опираясь на свою эрудицию и методическое мастерство, преподаватель-автор курса всегда может внести необходимые коррективы в вышеизложенные предложения, дополнить их с учетом конкретных условий, состава студенческой аудитории, обстановки и формы проведения занятия, а также других факторов.

Но важно знать, что:

  1. Содержание курса должно позволять преподавателю (тьютору) оказывать консультацию студенту за минимально короткое время.
  2. При модульном построении учебного материала акцент внимания, в первую очередь, следует сосредотачивать на структуре (модуля, темы), а не на объеме.
  3. При формулировке целей обучения для каждого модуля перечень тем целесообразно сопровождать указанием требуемых уровней их усвоения.
  4. Методические указания целесообразно составлять по каждой теме, а не в целом по курсу. Указания должны быть построены таким образом, чтобы студент мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством тьютора, к самостоятельной деятельности и самоконтролю.
  5. Каждый модуль должен иметь библиотеку с дополнительными материалами и ссылками на источники информации по данной теме, в том числе и в сети Интернет.
  6. Основная учебная информация содержится в электронном курсе лекций, который должен быть составлен таким образом, чтобы минимизировать обращение студента к дополнительной учебной информации. Исходя из этого, необходимо:
  • Использование принципа порционной выдачи информации для лучшего усвоения материала. Желательно, чтобы каждая лекция могла быть изучена за 1 час учебного времени.
  • Последовательное изложение информации: организация учебного материала таким образом, чтобы при изучении нового материала кратко повторялись выводы предыдущего.
  • Выделение в тексте ссылок (взаимосвязей) для последующего преобразования его в гипертекст.
  • Выделение в тексте новых терминов для помещения в глоссарий.
  • Использование проблемного обучения при изложении материалов лекций и составлении учебных заданий. Обучение путем «открытия нового», а не сообщения готовых знаний.
  • Построение заданий с имитацией задач будущей профессиональной деятельности обучаемого.

Основные этапы создания электронного курса

Этапы

Виды работ

Ответственный

Этап №1 (предварительный)

  1. Выбор учебной дисциплины.
  2. Выявление существующих курсов данной тематики (в том числе и в сети Интернет).
  3. Определение целей обучения и степени сложности учебного материала.
  4. Определение предполагаемых затрат и времени для создания курса.
  5. Определение возможного тиража.

Отдел дистанционного образования,
Институт непрерывного образования,
Учебно-методическое управление.

 

Этап №2 (основной)

  1. Написание методического сценария электронного курса.
  2. Составление преподавателем авторского курса лекций – основного элемента электронного учебного курса (лекции в обязательном порядке должны быть связаны с тестовой системой и глоссарием).
  3. Сбор иллюстраций для сканирования.
  4. Разработка схем и графиков курса, табличной и картографической информации.
  5. Подготовка аудио- и видеофрагментов.
  6. Заключение редактора.

Автор курса,
Методист отдела дистанционного образования.

Этап №3
(технологический)

  1. Рецензирование учебного курса (заключение экспертной комиссии РКСИ).
  2. Редактирование текста.
  3. Сканирование иллюстраций.
  4. Создание изображений и анимационных фрагментов при помощи программ компьютерной графики.
  5. Верстка курса.
  6. Преобразование текста в гипертекст.
  7. Создание звукового и музыкального сопровождения.
  8. Организация интерфейса и системы навигации:
  • постраничный доступ к материалу с последовательностью изложения;
  • доступ по модулям и темам для повторного обращения к информации;
  • доступ по медиаэлементам: таблицам, схемам, картам, рисункам, видеофрагментам;
  • поиск по ключевому слову, словосочетанию.
  1. Создание инструкции для пользователя с пояснением условных обозначений и описанием рациональных приемов навигации.

Старший методист отдела ДО,
Методист отдела ДО,
Автор курса.

Этап №4
(итоговый)

  1. Тестирование курса.
  2. Исправление возможных ошибок.
  3. Размещение на учебном сервере.
  4. Создание демонстрационной версии электронного курса.
  5. Дополнительная подготовка курса для записи на CD.

Автор,
Методист отдела ДО

Классификации электронных учебных курсов

По типу изложения материала можно выделить 4 вида электронных учебных курсов:

  1. Текстовый учебный курс;
  2. Гипертекстовый учебный курс (изложение в виде разветвленного “дерева” взаимных ссылок);
  3. Учебный курс справочного характера (изложение материала в виде справочника со свободным доступом к любой части учебного материала);
  4. Игровой учебный курс (изложение материала в виде деловой, ролевой игры).

По характеру взаимодействия обучаемого и компьютера электронные учебные курсы бывают:

  1. Информационные (изложение в классическом учебном виде );
  2. «Вопрос – ответ» (изложение с акцентированием на конкретные вопросы, проблемы и задачи);
  3. Информационно-контролирующие (чередование учебного материала и проверяющих вопросов);
  4. С обратной информационной связью (интерактивный учебный курс, предусматривающий постоянную оценку знаний обучаемого и выдачу рекомендаций по дальнейшему “движению” по учебному материалу);
  5. С пороговыми уровнями контроля (переход к очередному разделу учебного материала возможен только после положительного преодоления контрольных испытаний на предыдущем этапе обучения).

Опыт разработки электронных учебных курсов показывает, что высокой педагогической эффективностью обладают электронные пособия с обратной информационной связью и с пороговыми уровнями контроля.

 

Критерии (показатели) качества электронных учебных курсов

Понятия качества образования и дистанционного обучения раскрываются в Международном стандарте ISO 8402: "Качество – совокупность характеристик продукта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности".

В системе управления качеством показатель качества – атрибут, характеризующий качество дистанционного образования.

Согласно концепции информатизации образования качество образования характеризуется следующими группами показателей качества:

  1. Показатели качества содержания образования;
  2. Показатели качества технологий обучения;
  3. Показатели качества результатов образования.

Этому делению показателей на группы соответствует предлагаемое группирование показателей качества по аспектам и свойствам обеспечения, организации и проведения учебного процесса.

  1. Показатели качества содержания образования:
  • учебные планы и программы;
  • база учебных материалов;
  • актуальность учебных материалов.
  1. Показатели качества технологий обучения:
  • форма представления учебных материалов;
  • методический уровень учебных материалов;
  • эргономический уровень учебных материалов.
  1. Показатели качества результатов образования:
  • качество успеваемости студентов.

Выбор групп показателей и конкретных показателей качества подчинен требованию учета основных показателей качества, которые, во-первых, существенно влияют на качество процесса обучения, во-вторых, могут быть оперативно оценены для практического использования в системе управления качеством.

Анализ показателей (критериев) качества учебных пособий показал, что целесообразно разделить показатели качества на основные и второстепенные. К основным следует отнести показатели, наличие которых свидетельствует о выполнении требований содержательного Госстандарта и методического сопровождения обучения.

Примечание: далее при описании групп показателей качества основные показатели качества выделены жирным начертанием.

Соответствие качеству электронных учетных курсов (ЭУК) по каждому показателю устанавливается экспертом.

В случае отсутствия неудовлетворительных оценок показателей качества эксперт выставляет итоговую оценку качества учебных материалов как среднеарифметическую величину от оценок всех групп показателей качества.

В группу "Учебные планы и программы" входят следующие показатели:

  • соответствие учебных планов существующим стандартам профессионального образования;
  • наличие учебных программ, их соответствие стандартам профессионального образования, современному состоянию предметной области и дидактическим требованиям.

В настоящее время разработаны примерные учебные программы по всем дисциплинам профессионального образования, прилагаемые к стандартам. Поэтому речь идет о рабочих программах дисциплин.

В группу "База электронных учебных материалов" входят следующие показатели качества:

  • соответствие содержания учебника утвержденной учебной программе;
  • современность учебного материала (соответствие современному уровню развития науки);
  • полнота состава (комплектации) учебника (соответствие комплектации учебника типовой структуре);
  • соответствие содержания учебника и его формы;
  • наличие средств самотестирования обучаемых;
  • соответствие объема материала установленным нормам.

Приведенный перечень показателей охватывает не все свойства учебника, в случае необходимости можно список показателей расширить, введя в него экспертные оценки методического, содержательного и технологического уровней учебного материала.

В число показателей группы "Актуальность электронных учебных материалов" входят:

  • соответствие содержания современному уровню науки, при оценке принимается во внимание частота корректировки содержания учебника и дата последнего внесения изменений;
  • положительная рецензия кафедры (цикловой комиссии) по соответствующей специальности (при отсутствии рекомендации министерства образования к применению учебника) может служить подтверждением наличия этого признака. В рецензии должны быть приведены характеристики актуальности содержания.

В группе "Форма представления электронных учебных материалов" учебные материалы различают по уровням:

  • традиционный материал, переведенный в электронный вид без переработки содержания;
  • статический гипертекстовый материал;
  • мультимедийный материал (с аудио- и/или видеофрагментами);
  • материал с интерактивными фрагментами и с элементами искусственного интеллекта.

В группу показателей "Методический уровень электронных учебных материалов" входят:

  • наличие или отсутствие рекомендации учебно-методического совета по соответствующему направлению (специальности) подготовки федерального или регионального министерства образования к использованию оцениваемого учебника или учебного пособия в ДО;
  • наличие методических указаний по изучению дисциплины;
  • соответствие характера, стиля изложения и представления учебного материала требованиям, предъявляемым виртуальным учебным заведением к уровню предварительной подготовки обучаемых;
  • наличие средств адаптации имеющихся материалов к индивидуальным особенностям обучаемых;
  • наличие вспомогательных учебных, методических материалов (дополнительные к указанным в электронном учебнике примеры заданий на самостоятельную работу, в том числе на курсовое и дипломное проектирование, примеры выполнения типовых заданий; учебные пособия (или их фрагменты), дополняющие содержание сетевого учебника).

Показатели группы "Эргономический уровень электронных учебных материалов":

  • разумность компромисса между эффективностью, стоимостью и изобразительностью (последнее характеризуется объемом используемых видео- и аудиофрагментов);
  • соблюдение рекомендаций специалистов относительно использования типов и размеров шрифтов, адекватного употребления цвета, взаимодополнения и синхронизации звука и изображения и т.п.;
  • согласованность со схемами интерфейса, принятыми в современных операционных системах;
  • возможность печати учебных текстов, изображений, упражнений, результатов расчетов и др.;
  • фиксация и сохранение результатов тестирования и выполнения упражнений;
  • фиксация и сохранение персональных заметок.