Рекомендации по созданию электронного учебного курса
Современный электронный учебный курс (ЭУК) - это целостная дидактическая система, состоящая из различных электронных учебных материалов, использующая компьютерные технологии и возможности сети Интернет, обеспечивающая обучение и управление процессом обучения студентов по индивидуальным и оптимальным учебным программам.
К электронным учебным материалам курса относятся:
- материалы по темам учебной дисциплины (курсы лекций, виртуальные лабораторные работы, практические работы, тесты и др.);
- справочники и базы данных учебного назначения;
- методические пособия с упражнениями и примерами решения типовых задач;
- наглядные пособия (компьютерные иллюстрации) для поддержки различных видов занятий (диаграммы и схемы, атласы конструкций и т.п.);
- хрестоматийные сборники;
- обучающие и контролирующие компьютерные программы;
- методические указания по проведению учебного эксперимента, лабораторного практикума, по курсовому и дипломному проектированию и др.
Электронный учебный курс должен включать
На базовом (основном) уровне:
- Основной теоретический материал, отвечающий требованиям Государственного образовательного стандарта.
- Системы упражнений и задач, позволяющих выработать практические умения и навыки.
- Методы и средства итоговой оценки усвоения базовых знаний.
На дополнительном уровне:
- Учебный материал, к которому студент может обратиться для углубленного изучения вопросов курса.
- Учебный материал, к которому студент может обратиться для удовлетворения профессиональных запросов.
- Учебно-методические пособия по решению задач повышенной сложности.
Типовая структура электронного учебного курса
Рациональная структура УМК ЭУК по дисциплине (курсу) должна включать в себя следующее:
- Рабочую программу дисциплины (курса)для очного обучения.
- СтруктуруЭУК (оглавление).
- Цель и задачи изучениядисциплины.
- Введение в дисциплину (история, описание предмета, актуальность, место и взаимосвязь с другими дисциплинами программы по специальности).
- Методические указания по самостоятельному изучениюдисциплины.
- Перечень модулей курса (состав и структуру модуля смотрите ниже).
- Заключение по дисциплине.
- Итоговые контрольно-измерительные материалы по дисциплине.
- Тематика для небольших исследовательских работ.
- Список литературы (основной и дополнительной).
- Глоссарий (толковый словарь терминов).
- Список сокращений и аббревиатур.
- Библиотека (хрестоматия (дайджест) по дисциплине, содержащая выдержки из учебников, научных и журнальных статей, методик и др. учебных материалов по тематике курса).
Объем основного содержания ЭУ определяется исходя из учебных планов и рабочих программ.
Общий объем ЭУ определяется автором самостоятельно, исходя из объема основного содержания курса и объема дополнительного материала.
В дистанционном обучении аналогом традиционного занятия становится тема.
Тема - элементарная содержательно-организационная единица курса, объединяющая несколько разнородных видов учебной деятельности, достаточная для всестороннего изучения вопроса в рамках стандарта и рассчитанная на изучение за 2 часа учебного времени.
Каждая тема включает теоретический материал, практические задания и контрольно-измерительные материалы.
Одна или нескольким тем, имеющие общее смысловое значение, объединяются в модуль. Рекомендуемое стандартом оптимальное число модулей в курсе равно целому числу, полученному от деления объема курса в часах на 10 час.
Исходя из сказанного, можно определить следующие структуры модуля и темы.
Структура дидактического модуля электронного учебного курса:
- Название модуля.
- Структура (оглавление) модуля.
- Цель и задачи изучения модуля.
- Введение к модулю.
- Методические указания по самостоятельному изучению модуля.
- Перечень тем (состав и структуру темы смотрите ниже).
- Заключение по модулю.
- Итоговый тест по модулю.
- Тематика для небольших исследовательских работ по модулю.
- Список литературы (основной и дополнительной) по модулю.
- Глоссарий (толковый словарь терминов) по модулю.
- Список сокращений и аббревиатур по модулю.
- Библиотека по модулю (хрестоматия (дайджест) по модулю, содержащая выдержки из учебников, научных и журнальных статей, методик и др. учебных материалов по тематике модуля).
Структура темы электронного учебного курса:
- Название темы.
- Структура (оглавление) темы.
- Цель и задачи изучения темы.
- Введение в тему.
- Методические указания по самостоятельному изучению темы.
- Лекции (примерную структуру лекции смотрите ниже).
- Практические задания (лабораторные работы) для самостоятельной работы (примерную структуру практического задания смотрите ниже).
- Упражнения (тренинги умений).
- Вопросы (тесты) для самопроверки.
- Темы семинаров.
- Темы рефератов.
- Заключение по теме.
- Тематика для небольших исследовательских работ по теме.
Примерная структура лекции:
- Цели и задачи лекции.
- Конспект лекции.
- Выводы по лекции (должны соответствовать цели, задачам лекции и темы).
- Контрольные вопросы для повторения и самопроверки.
- Наглядная информация (схемы, таблицы, графические карты).
- Литература.
- Глоссарий, персоналий (следует выделять в лекции новые термины с кратким определением, а также деятелей для формирования персоналия курса).
Примерная структура практического задания:
- Цели и задачи выполнения практического задания.
- Задание.
- Методические указания по выполнению практического задания.
- Алгоритм выполнения практического задания.
- Описание практического задания.
- Полученные результаты.
- Наглядная информация (схемы, таблицы, графические карты).
- Литература.
- Контрольные вопросы (предназначены для самопроверки знаний студентом).
- Глоссарий, персоналий (следует выделять новые термины с кратким определением, а также деятелей для формирования персоналия курса).
Рабочая программа дисциплины (курса) (для очного обучения) включает:
- введение в дисциплину (описание предмета, актуальности, цели и задач изучения курса, его взаимосвязи с другими дисциплинами);
- календарно-тематический план (план изучения лекций, выполнения практических, лабораторных и контрольных работ, график сдачи тестов и итогового контроля);
- список литературы (основной и дополнительной), адресов ресурсов сети Интернет;
- методические рекомендации по самостоятельному изучению курса;
- описание системы текущего и итогового контроля и критериев оценки знаний студентов;
- тематику курсовых и дипломных работ (если предусмотрено учебным планом);
- перечень зачетных вопросов и вариантов письменного экзамена;
- сведения о преподавателе-авторе курса (фото и краткие данные: ФИО, год рождения, ученая степень, ученое звание, место работы, педагогический стаж, список научных и учебно-методических трудов).
Структура (оглавление) дает представление о структуре и проблематике модуля, служит навигатором при поиске необходимой информации.
Цель и задачи изученияпризваны:
- сформировать современное представление об изучаемом объекте, явлении;
- обозначить уровни усвоения изучаемого материала и формируемые практические навыки.
Введение
- показывается место данного элемента среди других элементов;
- излагается цель и формулируются основные задачи, стоящие перед студентом при изучении данного элемента, т.е. указывается, что должен знать и уметь студент в результате изучения основного материала.
Методические указания по самостоятельному изучениюсодержат рекомендации по изучению лекций, выполнению практических заданий и решению типовых задач.
Заключениеприводятся основные выводы и результаты анализа выполненных практических заданий.
Итоговые контрольно-измерительные материалысодержат вопросы и задачи, практические задания из контрольно-измерительных материалов модулей курса.
Тематика для небольших исследовательских работописания проблемных ситуаций с целью поиска путей их разрешения.
Список литературы (основной и дополнительной) указывается список литературы (основной, дополнительной) и адресов ресурсов Интернета к элементу.
Глоссарий (толковый словарь терминов) включаются основные термины и понятия курса, тем самым организуется повторение изученного материала.
Список сокращений и аббревиатурприводится расшифровка значений используемых сокращений и аббревиатур.
Библиотекасодержит вспомогательный (информационно-справочный) учебный материал для самостоятельной работы студента, а именно:
- базовый учебник, учебное пособие в электронном виде;
- хрестоматийные сборники, отрывки из учебников и учебно-методических пособий, статьи периодических изданий, работы автора по данному предмету;
- глоссарий терминов, используемых при изучении данного курса;
- наглядные пособия (графическая, табличная, картографическая и другая наглядная информация).
Конспект лекций (лекции) обеспечивает полное раскрытие вопросов программы учебной дисциплины.
Должен быть доступным для успешного усвоения, обеспечивать внутрипредметную и межпредметную связь, использовать возможность поясняющих и дополнительных текстов.
После каждой лекции следует приводить вопросы для самопроверки, обеспечивающие педагогический контроль качества обучения и обратную связь в процессе обучения.
Электронный учебный материал курса должен быть научно достоверным, соответствовать современному состоянию изучаемой науки.
Язык изложения теоретического материала должен быть конкретным, выразительным, понятным, в меру образным и увлекательным. Следует излагать материал, избегая усложнений, делающих его недоступным для понимания.
Практические задания для самостоятельной работы объединяют описание лабораторных и практических работ для самостоятельной работы студента и указания автора по их выполнению.
Упражнения (тренинги умений) включают задачи (задания) для определения умений обучаемых, получаемых в результате изучения темы. В тренинге умений приводятся подробные решения типовых задач и формулируются задачи на каждое из умений.
Умение – это возможность выполнить действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится ориентироваться студенту.
Вопросы (тесты) для самопроверки в вопросах отражается понятийный аппарат изучаемого курса, знание рекомендованной к изучению литературы, документов, знание проблем изучаемой дисциплины и методов поиска их решений.
Вопросы служат для самооценки обучаемого. Тесты служат для проведения промежуточного и итогового контроля с целью выявления пробелов в усвоении учебного материала и определения тем для повторения.
Темы семинаровприводится список тем, результаты изучения которых обсуждаются на тьюториалах.
Темы рефератовприводится список тем для поиска и анализа современной информации по изучаемой проблеме.
Рекомендации авторам по разработке модуля
Предлагаемые рекомендации не претендуют на исчерпывающую полноту. Опираясь на свою эрудицию и методическое мастерство, преподаватель-автор курса всегда может внести необходимые коррективы в вышеизложенные предложения, дополнить их с учетом конкретных условий, состава студенческой аудитории, обстановки и формы проведения занятия, а также других факторов.
Но важно знать, что:
- Содержание курса должно позволять преподавателю (тьютору) оказывать консультацию студенту за минимально короткое время.
- При модульном построении учебного материала акцент внимания, в первую очередь, следует сосредотачивать на структуре (модуля, темы), а не на объеме.
- При формулировке целей обучения для каждого модуля перечень тем целесообразно сопровождать указанием требуемых уровней их усвоения.
- Методические указания целесообразно составлять по каждой теме, а не в целом по курсу. Указания должны быть построены таким образом, чтобы студент мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством тьютора, к самостоятельной деятельности и самоконтролю.
- Каждый модуль должен иметь библиотеку с дополнительными материалами и ссылками на источники информации по данной теме, в том числе и в сети Интернет.
- Основная учебная информация содержится в электронном курсе лекций, который должен быть составлен таким образом, чтобы минимизировать обращение студента к дополнительной учебной информации. Исходя из этого, необходимо:
- Использование принципа порционной выдачи информации для лучшего усвоения материала. Желательно, чтобы каждая лекция могла быть изучена за 1 час учебного времени.
- Последовательное изложение информации: организация учебного материала таким образом, чтобы при изучении нового материала кратко повторялись выводы предыдущего.
- Выделение в тексте ссылок (взаимосвязей) для последующего преобразования его в гипертекст.
- Выделение в тексте новых терминов для помещения в глоссарий.
- Использование проблемного обучения при изложении материалов лекций и составлении учебных заданий. Обучение путем «открытия нового», а не сообщения готовых знаний.
- Построение заданий с имитацией задач будущей профессиональной деятельности обучаемого.
Основные этапы создания электронного курса
Этапы |
Виды работ |
Ответственный |
Этап №1 (предварительный) |
|
Отдел дистанционного образования,
|
Этап №2 (основной) |
|
Автор курса, |
Этап №3 |
|
Старший методист отдела ДО, |
Этап №4 |
|
Автор, |
Классификации электронных учебных курсов
По типу изложения материала можно выделить 4 вида электронных учебных курсов:
- Текстовый учебный курс;
- Гипертекстовый учебный курс (изложение в виде разветвленного “дерева” взаимных ссылок);
- Учебный курс справочного характера (изложение материала в виде справочника со свободным доступом к любой части учебного материала);
- Игровой учебный курс (изложение материала в виде деловой, ролевой игры).
По характеру взаимодействия обучаемого и компьютера электронные учебные курсы бывают:
- Информационные (изложение в классическом учебном виде );
- «Вопрос – ответ» (изложение с акцентированием на конкретные вопросы, проблемы и задачи);
- Информационно-контролирующие (чередование учебного материала и проверяющих вопросов);
- С обратной информационной связью (интерактивный учебный курс, предусматривающий постоянную оценку знаний обучаемого и выдачу рекомендаций по дальнейшему “движению” по учебному материалу);
- С пороговыми уровнями контроля (переход к очередному разделу учебного материала возможен только после положительного преодоления контрольных испытаний на предыдущем этапе обучения).
Опыт разработки электронных учебных курсов показывает, что высокой педагогической эффективностью обладают электронные пособия с обратной информационной связью и с пороговыми уровнями контроля.
Критерии (показатели) качества электронных учебных курсов
Понятия качества образования и дистанционного обучения раскрываются в Международном стандарте ISO 8402: "Качество – совокупность характеристик продукта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности".
В системе управления качеством показатель качества – атрибут, характеризующий качество дистанционного образования.
Согласно концепции информатизации образования качество образования характеризуется следующими группами показателей качества:
- Показатели качества содержания образования;
- Показатели качества технологий обучения;
- Показатели качества результатов образования.
Этому делению показателей на группы соответствует предлагаемое группирование показателей качества по аспектам и свойствам обеспечения, организации и проведения учебного процесса.
- Показатели качества содержания образования:
- учебные планы и программы;
- база учебных материалов;
- актуальность учебных материалов.
- Показатели качества технологий обучения:
- форма представления учебных материалов;
- методический уровень учебных материалов;
- эргономический уровень учебных материалов.
- Показатели качества результатов образования:
- качество успеваемости студентов.
Выбор групп показателей и конкретных показателей качества подчинен требованию учета основных показателей качества, которые, во-первых, существенно влияют на качество процесса обучения, во-вторых, могут быть оперативно оценены для практического использования в системе управления качеством.
Анализ показателей (критериев) качества учебных пособий показал, что целесообразно разделить показатели качества на основные и второстепенные. К основным следует отнести показатели, наличие которых свидетельствует о выполнении требований содержательного Госстандарта и методического сопровождения обучения.
Примечание: далее при описании групп показателей качества основные показатели качества выделены жирным начертанием.
Соответствие качеству электронных учетных курсов (ЭУК) по каждому показателю устанавливается экспертом.
В случае отсутствия неудовлетворительных оценок показателей качества эксперт выставляет итоговую оценку качества учебных материалов как среднеарифметическую величину от оценок всех групп показателей качества.
В группу "Учебные планы и программы" входят следующие показатели:
- соответствие учебных планов существующим стандартам профессионального образования;
- наличие учебных программ, их соответствие стандартам профессионального образования, современному состоянию предметной области и дидактическим требованиям.
В настоящее время разработаны примерные учебные программы по всем дисциплинам профессионального образования, прилагаемые к стандартам. Поэтому речь идет о рабочих программах дисциплин.
В группу "База электронных учебных материалов" входят следующие показатели качества:
- соответствие содержания учебника утвержденной учебной программе;
- современность учебного материала (соответствие современному уровню развития науки);
- полнота состава (комплектации) учебника (соответствие комплектации учебника типовой структуре);
- соответствие содержания учебника и его формы;
- наличие средств самотестирования обучаемых;
- соответствие объема материала установленным нормам.
Приведенный перечень показателей охватывает не все свойства учебника, в случае необходимости можно список показателей расширить, введя в него экспертные оценки методического, содержательного и технологического уровней учебного материала.
В число показателей группы "Актуальность электронных учебных материалов" входят:
- соответствие содержания современному уровню науки, при оценке принимается во внимание частота корректировки содержания учебника и дата последнего внесения изменений;
- положительная рецензия кафедры (цикловой комиссии) по соответствующей специальности (при отсутствии рекомендации министерства образования к применению учебника) может служить подтверждением наличия этого признака. В рецензии должны быть приведены характеристики актуальности содержания.
В группе "Форма представления электронных учебных материалов" учебные материалы различают по уровням:
- традиционный материал, переведенный в электронный вид без переработки содержания;
- статический гипертекстовый материал;
- мультимедийный материал (с аудио- и/или видеофрагментами);
- материал с интерактивными фрагментами и с элементами искусственного интеллекта.
В группу показателей "Методический уровень электронных учебных материалов" входят:
- наличие или отсутствие рекомендации учебно-методического совета по соответствующему направлению (специальности) подготовки федерального или регионального министерства образования к использованию оцениваемого учебника или учебного пособия в ДО;
- наличие методических указаний по изучению дисциплины;
- соответствие характера, стиля изложения и представления учебного материала требованиям, предъявляемым виртуальным учебным заведением к уровню предварительной подготовки обучаемых;
- наличие средств адаптации имеющихся материалов к индивидуальным особенностям обучаемых;
- наличие вспомогательных учебных, методических материалов (дополнительные к указанным в электронном учебнике примеры заданий на самостоятельную работу, в том числе на курсовое и дипломное проектирование, примеры выполнения типовых заданий; учебные пособия (или их фрагменты), дополняющие содержание сетевого учебника).
Показатели группы "Эргономический уровень электронных учебных материалов":
- разумность компромисса между эффективностью, стоимостью и изобразительностью (последнее характеризуется объемом используемых видео- и аудиофрагментов);
- соблюдение рекомендаций специалистов относительно использования типов и размеров шрифтов, адекватного употребления цвета, взаимодополнения и синхронизации звука и изображения и т.п.;
- согласованность со схемами интерфейса, принятыми в современных операционных системах;
- возможность печати учебных текстов, изображений, упражнений, результатов расчетов и др.;
- фиксация и сохранение результатов тестирования и выполнения упражнений;
- фиксация и сохранение персональных заметок.