Цели освоения дисциплины: ознакомить студентов с методологией и методикой когнитивно-дискурсивной парадигмы научно-лингвистического знания с присущей ей системой понятий и терминологией, а также систематизировать и обобщить современные идеи и принципы лингвистических концепций.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Современные направления лингвистики» базируется на дисциплинах:«История лингвистических учений», «Основы языкознания», «Сравнительная типология». Освоение дисциплины необходимо как предшествующее для дисциплин «Дискурс анализ», «Теория коммуникации», "Социолингвистика" "Гендерология" и выполнение магистерской диссертации. Место учебной дисциплины – в системе дисциплин общенаучного цикла.
Планируемые результаты обучения по дисциплине.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
-методологические основы и
междисциплинарные связи избранной конкретной области филологии с другими
гуманитарными дисциплинами, историю ее развития;
-знать современные Школы и направления лингвистических исследований, основные
разделы лингвистики, актуальные в современном языкознании;
-методологическую основу и методы лингвокультурологии, когнитивной лингвистики,
прагмалингвистики; лингвоэкологии и Интернет -лингвистики;
-способы организации учебно-познавательной деятельности;
-современные информационные технологии, применяемые при сборе, хранении,
анализе и передачи научно, практической и иной информации.
Уметь:
– находить, анализировать и обобщать
актуальные знания в избранной конкретной области филологии;
-исследовать языковые структуры и выполнять анализ дискурса в
лингвокогнитивном, прагматическом, лингвокультурологическом аспектах;
– устанавливать закономерности функционирования языковых и речевых структур с
точки зрения современных направлений лингвистики с изложением аргументированных
выводов;
-давать правильную самооценку, намечать пути и средства развития личных
достоинств и устранения недостатков; самостоятельно овладевать филологическими
знаниями, навыками их применения в профессиональной деятельности;
- ориентироваться в информационном потоке; использовать информационные средства
для получения новых знаний.
Владеть:
-владение основными методами и
приемами исследовательской и практической работы в области изучения языка;
- опытом самостоятельной, творческой работы, умением организовать свой труд;
-различными формами использования инновационных технологий как источника
информации и средства решения проблемных ситуаций.
Планируемые результаты освоения образовательной программы:
- ОК-3 - должен обладать готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
- ОК-4 - должен обладать способностью самостоятельно приобретать, в том числе с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;
- ОПК-4 - должен обладать способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии;
Соотнесение планируемых результатов обучения по дисциплине с планируемыми результатами освоения образовательной программы содержится в Паспорте компетенций по образовательной программе и фонде оценочных средств по дисциплине.
- Преподаватель: Черкун Елена Юрьевна